О иконе Спасителя Исцелителя Расслабленного - протоиерей Александр Никольский

О иконе Спасителя Исцелителя Расслабленного - протоиерей Александр Никольский

Дорогие братья и сестры!

Сегодня с радостью предлагаем вам узнать больше о нашем храме.

Предлагаемая здесь брошюра «Некоторыя сведения об особо-чтимой иконе Спасителя Исцелителя Разслабленного, находящейся в Московской Космодамианской, на Покровке, Церкви» была издана в 1887 году. Автор ее – священник нашего храма, протоиерей Александр Никольский, постарался собрать всю доступную на тот момент информацию о главной иконе Космодамианской (а по сути – Спасской) церкви на Покровке, как тогда называли наш храм – иконе в главном, центральном приделе, освященном в честь чуда исцеления Спасителем расслабленного, описанного в Евангелии от Иоанна.

Примечательно, что эта брошюра была первой «ласточкой» в целой череде книг отца Александра, посвященных разным храмам, в т.ч. и нашему. Так, годом позже вышел его уже 200-страничный труд, посвященный всей истории нашего храма, начиная с XVII века, и связанных с ним церквей. Также рады привести ссылку на эту книгу, электронная версия которой размещена на сайте Российской государственной библиотеки.

Брошюра о нашей храмовой иконе была упомянута в одной из ссылок в книге 1888 года (страницы 20 и 21 книги, на сайте РГБ – 35-я и 36-я отсканированные страницы). И получилось так, что, открыв на сайте РГБ книгу про наш храм, получилось отыскать и брошюру в этой же библиотеке, а затем перевести ее в печатный вид с поправкой на современные меры длины и веса и представить ее вашему вниманию.

Думается, что эти издания являются для нас весточкой из такого и не очень далекого, но в то же время позапрошлого века, которая позволяет как бы стереть безбожные годы, в течение которых церковная, литургийная, приходская жизнь нашего храма была прервана. Погрузимся в обстановку тех лет и почувствуем себя прихожанами храма святых Беcсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана Асийских последней четверти XIX века.

Надеемся, что чуть позже получится разместить здесь еще один материал, ссылку на который вы можете увидеть уже в самой брошюре: статью «Сила молитвы», опубликованную в Московских епархиальных ведомостях аж в 1873 году, в которой приводится конкретный пример того, почему икона Спасителя – Исцелителя раcслабленного в то время была не только чтимой, но и чудотворной.

И еще хочется заранее пояснить одно слово, встречающееся во второй сноске: ружной. Ружная церковь – так называли храм, содержавшийся на «ругу» - жалованье владельца, построившего или содержавшего данный храм. В случае с нашим храмом такой церковью была возведенная в XVIII веке верхняя церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Приятного вам чтения!

исц_рассл_1.JPG

Некоторыя сведения об особо-чтимой иконе Спасителя Исцелителя Разслабленного, находящейся в Московской Космодамианской, на Покровке, Церкви.

Икона Спасителя - Исцелителя Разслабленного в Московской Космодамианской, на Покровке, Церкви.

В 1791 году Московская Космодамианская, на Покровке, Церковь, принадлежащая к числу древних [1] Церквей столицы, была разобрана и на ея месте, по плану известнаго Архитектора Казакова, была воздвигнута Подполковником Михаилом Родионовичем Хлебниковым новая Церковь в том самом виде, в каком она существует и в настоящее время. В новопостроенном [2] храме так называемая настоящая была освящена во имя Спасителя-Исцелителя разслабленнаго, при чем местная, храмовая икона Спасителя, со времени самаго освящения храма, стала особо чтимою святынею, ежегодно, в большем или меньшем количестве, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает приметно в храмовой, единственный во всей первопрестольной столице праздник, обыкновенно совершаемый в третью неделю по Пасхе. Основанием для такого особеннаго почитания иконы Спасителя - Исцелителя разслабленнаго служат опыты бла­годатной помощи, в разныя времена явленные над лицами, с верою искавшими пред сею св. иконою врачевства в тех или других обдержащих их недугах и злостраданиях. В летописи Московской Космодамианской, на Покровке, Церкви (летопись ве­дется с 1869 года) записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя-Исцелителя разслабленнаго. Нечто в этом отношении весьма поучительное и назидательное, касающееся впрочем не одних лишь физических страданий, предано и печати [3].

Вот описание самой иконы Спасителя-Исцелителя разслабленнаго. По размерам, эта икона небольшая: она имеет семь вершков (31,1 см) вышины и шесть (26,7 см) – ширины. Спаситель изображен в тот самый момент, когда Он говорит разслабленному: «востани, возми одр твой и ходи,» - при чем простертая десница Господа указует разслабленному на одр его. Икона покрыта серебряною, вызолоченною ризою, весом в 1 фунт и 18 золотников (486,3 грамма), устроенною, как значится на задней стороне ризы, в 1796 году. В золотом венце Спасителя находится один крупный и 50 мелких бриллиантов, расположенных в два ряда, да кроме того 68 роз. Одеяние Спасителя низано по золотой парче мелким жемчугом. На сем одеянии 16 мелких бриллиантов и 15 мел­ких изумрудов. На указующей деснице Спасителя с Апреля 1887 года находится крупный бриллиант, грушевидной формы. Этот бриллиант пожертвован вдовою Потомственнаго Почетнаго Гражданина Ю.М. Корзинкиною. Что же касается остальных драгоценных камней, то они пожертвованы в 1856 и 1857 годах Церковным Старо­стою, Потомственным Почетным Гражданином П.П. Боткиным. Стоимость всех вообще украшений, находящихся собственно [4] на иконе Спасителя-Исцелителя разслабленнаго простирается до 700 рублей.

С давних пор установлено совершать пред сею св. иконою молебное пение каж­дую субботу, по окончании Всенощнаго бдения. Есть некоторыя особенности, отличающия это молебное пение от обычнаго его чинопоследования. Первая особенность состоит в том, что вместо тропаря: «С вышних призираяй, убогия приемляй», здесь поется следующий, особо, на сей случай со­ставленный тропарь, глас 4:

«Призри с небесе, Господи Боже наш, услыши молитву раб Твоих, молящихся Тебе,
и не отрини нас от лица Твоего, в скорбех и болезнех к Тебе прибегающих и вопиющих:
помилуй нас, согрешающих Тебе и избави нас всякаго озлобления и немощи,
яко Ты един еси душ и телес наших исцеление».

Другая особенность состоит в том, что в конце молебна читается также нарочито составленная молитва к Спасителю-Исцелителю разслабленнаго. Вот эта молитва:

«Благий Человеколюбче, премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Своими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно мо­лимся. Призри, Благоутробне, на рабов Твоих и якоже древле исцелил еси разслаб­леннаго, тридесять осмь лет лежащаго в недузе своем, тако и ныне, Целителю Благий, посети рабов Твоих милостию и щед­ротами Твоими. Tы рекл еси разслабленно­му: востани, возми одр твой и ходи. Темже и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, Божественным Твоим надеющеся сим словесем, пред Твоим величеством смирен­но припадающе, Твое Божественное милосердие и неизреченное человеколюбие умильно просим: отверзи нам двери милости Твоея и прости вся согрешения наша вольная и не вольная, ими же прогневахом Твою благость и раздражихом Твое человеколюбие. Уврачуй нашу болезнь греховную, претво­ри недуг в здравие, преложи немощь в силу, премени печаль в радость и скорбь во утешение, отыми всякое уныние, слабость и забвение, ум укрепи и цел соблюди, еже всегда в заповедех Твоих поучатися, вся уды исправи, во еже творити волю Твою благую и совершенную. Ты бо еси Це­литель благий, воздвижение немощным, болящим врач, недужным исцеление, здравым хранитель здравия: и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, с Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, Аминь». 


Наконец третья особенность касается чтения Евангелия. Именно, на молебне Спасителю-Исцелителю разслабленнаго читается Евангелие, положенное на литургии в неделю о разслабленном (Иоан. зач. 14) и предваряемое прокимном: «Буди, Господи, ми­лость Твоя на нас якоже уповахом на Тя».

Точно не известно, кто был составителем тропаря и молитвы Спасителю - Исце­лителю разслабленнаго, но есть некоторыя основания полагать, что тот и другая были составлены Священником Иваном Афанасьевичем Сокольским, проходившим служе­ние при Космодамианской, на Покровке, Церк­ви с 1795 г. по 1825 год.


Св. А. Н-кий.
1-го Августа 1887 г.

От Московскаго духовно-цензурнаго Комитета печатать дозволяется.
Москва, 4-го Августа 1887 года.
Цензор Протоиерей Платон Капустин.
Типография Смирнова, Маросейка, дом Хвощинскаго.
Литография П.Ф. Коробова
Москва. Маросейка, дом Василева.
От Московскаго Духовно-цензурнаго Коммитета печатать позволяется.
Москва, 4 Августа 1887 г. цензор Протоиерей Платон Капустин.


[1] О ней упоминается уже в книгах Патриаршаго Казеннаго Приказа за 136 (1628) год. Арх. Мин. Юст. Пат. К. П. кн. 2 (136) л. 247.

[2] Старый Космодамианский храм состоял из двух отделений – верхняго и нижняго. В верхнем отделении находилась церковь во имя Казанской Божией Матери, устроенная Князьями Черкасскими и некоторое время бывшая их ружною церковию, в нижнем отделении настоящая была освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая, а придел – во имя Св. Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана.

[3] Москов. Епарх. Вед. за 1873 год, № 15, статья: Сила и действие молитвы.

[4] Икона Спасителя-Исцелителя разслабленнаго, описание которой мы сде­лали, вставлена в дску, вышиною в 1 аршин и 1 вершок (75,5 см). На этой дске изображены: вверху — Господь Саваоф, внизу Св. Праотцы, по бокам, близ вставленной в дску иконы Спасителя-Исцелителя разслабленнаго, изо­бражены два Ангела, из коих один держит в руке крест, а другой скри­жали, на которых начертано: «Пияху отъ духовнаго последующаго камене, камень же бе Христос. Вси тожде брашно духовное ядоша». Дска покрыта серебряною, вызлащенною ризою, весом в двадцать один фунт (8,6 кг). Эта риза устроена в 1857 году Потомственным Почетным Гражданином П.П. Боткиным и стоит 500 рублей.




23.05.2021
Назад