Прот. Феодор Бородин о молитве на карантине

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!

У святого апостола Павла есть такие слова в послании к Римлянам: «Любящим Бога все содействует ко благу». Или по-славянски «споспешествует». Вот и те новые обстоятельства жизни нашей, в том числе и церковной жизни, нашей молитвенной жизни, которые так внезапно пришли на нас, - в них можно увидеть Промысл Божий и заботу о том, чтобы мы научились тому, что мы не умеем, исправили то, что в нас неправильно.

Прежде всего, нам надо научиться благодарить Бога, что в течение стольких лет храмы были для нас открыты и литургия была всегда доступна. Мы часто относились к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. А это не так.

Видите, самые неожиданные обстоятельства, даже никакие не гонения, не безбожники могут сделать так, что на какое-то время храмы будут закрыты, а Божественное Тело и Кровь Иисуса Христа будут для некоторых из нас недоступны. Пожилые люди сейчас ограничены законом. Возможно, введут карантин. Как нам прочитать эти события как задание Божие?

Первое - научиться благодарить.

А второе, – обратить значительно большее внимание на домашнюю молитву. Давайте вспомним, во время службы "стояние Марии Египетской" будет читаться ее житие. И в этом житии будет рассказываться о том, что братья монастыря, где подвизался святой преподобный Зосима, на 40 дней, начиная с Прощеного воскресенья и до Вербного, уходила в пустыню на молитву. Они пропускали, таким образом, богослужение, они не участвовали в евхаристии, не причащались Тела и Крови Христовых. А сама преподобная Мария почти 40 лет не причащалась Тела и Крови Христовых, от своего первого причастия до своего последнего причастия. Это практиковалось в Церкви. И в этом есть свой определенный смысл, к которому нас сейчас Господь возвращает.

Дело в том, что храмовая молитва очень во многом опирается на молитву домашнюю. А домашняя опирается на те дары, которые мы получаем в церкви во время общей молитвы и особенно во время участия в Святых Таинствах Тела и Крови Христовых. Так вот пришло время нам вернуться к тому, чтобы наша домашняя молитва стала тверже, больше и чтобы мы научились ее совершать так, как это положено христианину.

Дело в том, что мы очень часто утренние и вечерние молитвы совершаем на бегу и не успеваем предстать пред Богом, а днем больше не молимся. А для человека молитвенника это катастрофа. Давайте вспомним слова пророка Давида: «Седмирицею днем хвалих Тя». Святой пророк Давид, будучи главой строящейся огромной державы, ведший войны, строительство, имеющий огромную семью и множество других забот, семь раз в день уединялся на молитву. Почему? Потому что этот человек чувствовал, что недостаточно помолиться утром и вечером.

Молитва похожа на костер. Каждый из нас знает, что развести костер на сырой траве, на ветру, сырыми дровами очень трудно. А вот поддерживать костер значительно легче. Если даже под дождем в неостывшие, непогасшие угли положить поленья, они очень быстро загорятся. И все практика христианская, богослужебная, монастырская практика (которой, конечно, не мешала мирская суета, но мы можем на нее хоть в чем-то ориентироваться) - так вот эта практика построена на том, что человек молится часто. Он в течение дня несколько раз опирается на молитву, как бы заново разводит костер, не дает погаснуть этим углям.

И вот когда ты становишься на молитву через полтора-два часа, может быть, даже через два с половиной или три часа, тебе значительно легче встать пред Богом, чем если ты встаешь в 10 вечера, помолившись перед этим в 7 утра.

Давайте попробуем делать так, пока мы на карантине. Особенно те, кто никуда не выходит, ограничен чем-то, не может дойти до храма или он ограничен по возрасту, или по каким-то другим причинам, - давайте попробуем молиться много раз за день. Прочитать утреннюю молитву, потом прочитать канон молебный Матери Божией, еще через два часа прочитать Псалтирь, потом прочитать Священное Писание, потом обратиться еще к какому-то святому, потом прочитать канон Господу, вечером еще раз почитать Священное Писание, почитать святых отцов аскетов о молитве, о подвижничестве, а вечером закончить все вечерней молитвой.

И если мы так с вами попробуем, то через несколько дней мы станем совершенно другими людьми. Мы будем вспыхивать на молитве молниеносно, нам не надо будет время, чтобы пробиться через эту толщу ледяную, которой обрастает наша душа.

Давайте представим себе, что этот карантин - это такое задание Божие. Мы сразу поймем, что нам очень сильно мешает. Нам очень сильно мешает суета. Нам нужно молчание. Поэтому мы не будем, как люди нецерковные и неверующие, в это время поглощать тоннами и километрами социальные сети, информацию какую-то оттуда, читать глупые и ненужные нам статьи. Мы не будем смотреть сериалы и фильмы, а мы будем трудиться в молитве и в тишине. И вдруг мы оценим, что мы можем быть совершенно другими. Мы можем быть молитвенными людьми. И все будет совершенно по-другому. Господь будет очень близко. И душа наша будет сразу, без всякого усилия встречаться с Ним.

У преподобного Иоанна Лествичника, память которого совершается в Церкви сегодня, в это воскресенье Великого Поста, есть удивительные слова в его великой книге «Лествица». Он говорит о молитве, что количество молитв перерастает в качество. Нам очень часто кажется, что мы никакие не молитвенники, и вообще все это сказано не про нас. Мы вот так оттарабаним за послушание правило и бежим заниматься суетой или работой и другими делами.

На самом деле, это сказано о нас. Почему? Потому что есть понятие о молитве и есть понятие о молитвенном труде. Молитва, состоявшаяся молитва, это все-таки диалог, когда Господь пришел и таинственным образом поговорил с моим сердцем. И каждый из нас знает, чувствует, как это может быть. В душе, в судьбе, в истории нашего сердца это было. У кого-то больше раз, у кого-то меньше. Но заставить Бога выйти на молитву мы не можем, мы можем Его пригласить. И вот молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, и есть это приглашение.

В Священном Писании Ветхого завета Бог дает молитву молящимся, так Он называется. Бог, дающий молитву молящимся. Почему? Когда Господь видит молитвенный труд человека, Он понимает, что человек ищет, жаждет, хочет выйти на диалог. И рано или поздно Господь приходит. Молитвенный труд свидетельствует Богу о том, что «я хочу с Тобой, Господи, встретиться. Пожалуйста, посети мою душу». Поэтому многий труд в молитве и частый труд в молитве, он очень быстро вознаграждается Господом. Он может быть не вознагражден, только если в нашем сердце есть непримиренность с кем-то и злое осуждение, и еще, может быть, какие-то грехи. Если есть осуждение, все святые отцы говорят, что молитва не состоится, Бог не выйдет на этот диалог. Поэтому надо простить, за всех помолиться и потрудиться, пока мы закрыты дома. И, вы знаете, если мы так потрудимся, потом, когда мы сможем в обычном режиме посещать храмы, у нас будет совершенно другой результат от храмовой молитвы.

Давайте потрудимся так, чтобы этот карантин способствовал нам ко благу, ко спасению через молитвенный труд. Господи, помоги нам в этом. И себе самому, и нашим прихожанам я желаю бесстрашия, упования на Бога.

Как только подступают мысли ужасающие, как только подступает то, что пророк Давид называет «избавь меня, Господи, от малодушия и от бури», надо вспомнить слова, вспомнив о Пресвятой Богородице и о всех святых, «Сами себе и друг друга и всю жизнь нашу, весь живот наш, Христу Богу предадим». Мы Божии, Господь нас ведет через жизнь, сейчас Он решил нам напомнить и вернуть нас к молитвенному труду. Давайте не будем этим пренебрегать.

Храни вас всех Господь.






29.03.2020
Назад