Неделя о самаряныне - Воскресная проповедь (прот.Феодор Бородин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Удивительное повествование, которое, дорогие братья и сестры, может быть, не так нас удивляет, как удивляла беседа Иисуса с самарянкой его учеников. Дело в том, что иудеи действительно с самарянами не общались, ибо это был народ, к которому применимо современное слово «ересь». Который отпал от истинного богопочитания, смешался кровью с язычниками, враждовал с иудеями, враждовал открыто, и даже через несколько лет после рождества Христова, - в каком году это точно неизвестно было, но во время отрочества Иисуса, - самаряне в храм Иерусалимский подкинули тело мертвого человека, чтобы осквернить храм. Я думаю, что вы помните, прикосновение к мертвому телу считалось страшной скверной, и после этого человек должен был проходить определенный обряд очищения.

И вот Христос идет через Самарию. Он идет днем, во время зноя дневного, остается у колодца, а зачерпнуть воды нечем. Подходит женщина, это не просто жительница этого города, который находится рядом, это блудница. Именно поэтому она приходит тогда, когда не ходят за водой. За водой ходят утром или вечером, это тяжелый труд. Она просто не хочет никого встречать, потому что на нее будут показывать пальцем, потому что после нее не захотят пить воду, потому что она живет неправедно. И сейчас, даже при таком распаде нравов, женщина, которая имела пять мужей и будет жить с шестым новым сожителем, не будет даже сейчас восприниматься как человек нравственно нормальный, а как человек, у которого что-то внутри очень тяжело поломано. И вот тогда это было особенно.

И оказывается, что ради именно встречи, разговора с этой женщиной, Христос идет этим путем. Этот разговор записан, это один из самых подробных диалогов в Евангелии, которое обычно очень скудно на слова, но этот разговор записан, потому что он чрезвычайно важен для каждого из нас.

Христос говорит ей о том, что Он Мессия, открыто. Она готова это услышать. Когда узнав в нем пророка, то есть человека прозорливого, которому открыта воля Божия, она не начинает Его просить о чем-то земном, чтобы устроить жизнь, чтобы наконец все наладилось, она начинает Его спрашивать об истинном богопочитании, о самом главном вопросе самарян, где надо поклоняться Богу, в Иерусалиме или на горе Гаризим (там, кстати, было первое святилище после вхождения с Иисусом Навином в Землю Обетованную). Так вот именно это, и глубина этой удивительной женщины, и то, что для нее важно, то, что для нее важнее всего правильное поклонение Богу, правильное богопочитание, и позволяет Христу ей сказать, во-первых, что Он есть Мессия, а во-вторых, сказать ей одни из самых удивительных слов в Евангелии, которые и сейчас для нас тяжелы к исполнении, а тогда были просто безумием, - что Бог есть Дух и поклоняться Ему надо в духе и истине. Не на сем месте, не в Иерусалиме, говорит Господь, истинные поклонники будут поклоняться Отцу. Он ищет Себе поклонников в духе и истине. Что это такое? Если ради этих слов, может быть, самых главных в этой беседе, Господь предпринял это путешествие? Что нам надо сделать, чтобы это услышать и чтобы это впитать в свою душу, чтобы это стало для нас принципом жизни, если Отец таких поклонников ищет Себе, таковы ли мы?

Когда мы говорим о жизни духовной, в христианском понимании, мы, конечно, говорим о жизни Духа Святого в человеке. Не меньше. Поклоняться Богу в истине это значит поклоняться во Христе, Христос говорит о Себе: Я есть Истина и Жизнь. А вот поклоняться в духе значит сочетаться сердцем с Духом Святым. И жизнь духовная рождает тогда, когда это Богу изволяется, святость в человеке. И святость в человеке это даже до конца неопределимое понятие, потому что Дух Святой неуловим человеку. И вот духовная жизнь, повторюсь, это очень важно, это жизнь Святого Духа. Это не религиозная жизнь, не обрядовая жизнь, это даже не храмовое благочестие. Это жизнь Духа Святаго в человеке. Потому что и религиозная жизнь, и обрядовая жизнь, и даже таинственная жизнь, и даже храмовое благочестие вполне может уживаться с полным отсутствием Святаго Духа в человеке.

И вот об этом сегодняшнее Евангелие. Мы по тем, кто бил, гнал, арестовал Христа видим, что это вполне себе возможно. Чтобы это не было так в нас, как нам разобраться, есть ли в нас жизнь духовная, то есть жизнь Святого Духа?

Когда мы говорим о сосудах Духа Святаго, о великих святых, о преподобных, о подвижниках, мы на их память читаем знаменитый, практически всем нам до каждого слова знакомый отрывок из послания к Галатам: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость, воздержание». Этот отрывок чуть пошире является как бы настоящим учебником духовной жизни. Точнее, даже не учебником, а тем опытом Церкви и апостола Павла, который позволяет проверить себя, есть ли в человеке жизнь Святаго Духа. Апостол очень четко разделяет жизнь плоти и жизнь Духа. Он в этом послании говорит, что плоть хочет противоположного духу, и они друг с другом борются, они противостоят.

В библейском и христианском богословии человек духовный и человек плотской - это разные люди. Это значит, что сердце человека из движений его выбирает те, которые направлены к жизни плоти. Это один человек, он сегодня может быть плотским, завтра он может быть духовным, он сейчас может быть духовным, через пять минут может быть плотским, потому что выбирает плотское. И если он это еще оправдывает и извлекает из этого какие-то мысли, лозунги, то это называется плотское мудрование. Это может плотскому взгляду даже казаться какой-то великой и настоящей мудростью.

Так вот апостол говорит о тех вещах, которые свидетельствуют о том, что есть жизнь духа в человеке, и тех, которые свидетельствуют, что нет. «Дела плоти известны, они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, - но это вроде бы все отложили современные христиане, а дальше, - вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающий так Царства Божия не наследует». То есть вот эти вещи в человеке духовном не присутствуют. Если мы живем духом, - говорит он, - то по духу и должны поступать.

А как поступать по духу? Что не делать, помимо того, что перечислено? Не будем тщеславиться. То есть тщеславие, если оно во мне присутствует, оно свидетельствует, что во мне нету жизни Святаго Духа. Друг друга раздражать, друг другу завидовать. И дальше, быть может, самое важное. «Братие, если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем, будучи ничто, тот обольщает себя».

Вот что такое исправлять духом кротости? Это неосуждение. То есть если человек согрешил, ты это увидел и осудил, в тебе нет жизни Святаго духа. Дух Святой не сочетается с осуждением никак. Не сочетается молитва. Достаточно посмотреть наставления о молитве практически любого святого отца за историю Церкви, любого подвижника, любого человека, которого Господь благословил писать о молитве, будет сказано, что прекрати осуждать, если ты осуждаешь, молитва не состоится, Дух Святой не придет. Исправлять духом кротости – молиться за него, если спросит – сказать, и терпеть, носить бремена.

Почему это сейчас очень важно? Потому что осуждение въелось, вошло в нашу жизнь, мы, христиане, между собой друг друга осуждаем. Священников, епископов, патриарха, миряне мирян, священники мирян, все друг друга осуждают и «смирились», согласились с тем, что это нормально. Если все кругом впадают в осуждение, если ты начнешь осуждать, то Дух Святой отойдет от тебя. В тебе не будет его, ты перестанешь быть духовным человеком, ты не будешь поклоняться Богу в духе и истине, ты не будешь тем поклонником, которых ищет Себе Бог, и ты не войдешь в Царство Небесное. Вот что значит этот текст апостола Павла о том, что такое духовная жизнь. Духовная жизнь неизбежно реализуется в определенных навыках. И самый главный навык, который мы проверяем, есть ли во мне духовная жизнь, это навык неосуждения.

Еще один навык, которым проверяется, есть ли в христианине духовная жизнь, это навык не обижаться. Обида это следствие осуждения всегда. Если человек, долго ходя в церковь, не научился не обижаться, значит, духовная жизнь в нем пока еще не так, как должна быть, расцвела или ее вообще нет.

К сожалению, за прошедшие годы, мы делали сильнейший или главный акцент именно на храмовом благочестии – что нужно, прекрасно, велико и свято, потому что мы живем теми дарами, и прежде всего, причастием Тела и Крови, которые получаем в храме от Господа. Но мы забыли о том, что они служат нашему преображению в Духе Святом. И самое страшное явление – это часто причащающийся человек, человек, соблюдающий посты, человек, любящий богослужение, который люто осуждает другого. Вот это уже на грани хулы на Святого Духа. Это то состояние, которое не может проститься, возможно, человеку, потому что в этом состоянии он не может покаяться.

Как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если человек, долго пребывающий в вере, уверен в себе и доволен собой, его практически невозможно исправить. По крайней мере, это значительнее тяжелее, чем грешника, который только интересуется верой. Потому что первого исправить уже нечем, он все знает и уверен в своей правоте, а второй только открывает для себя благодатную жизнь в Боге и может покаяться. А плод духовный, то, что свидетельствует о жизни в человеке Духа Святаго, - любовь, радость, мир, вера.

Удивительно, мы считаем, что вера приводит нас к дарам Духа Святаго, - нет, Святой Дух за труды по преображению себя нравственному укрепляет веру в человеке и настоящая вера приходит, когда Духа Святаго в ответ на труд. Долготерпение, кротость, воздержание, и для таких людей, как мы читаем, уже нет закона. Потому что они распяли свою плоть и перестали погружаться в плотское мудрование. Вот это распятие плоти приводит к тому, что в человеке обильно начинается жизнь духовная.

Давайте проверим себя. Сейчас у большинства прихожан жизнь, исполненная храмовым благочестием, евхаристическая жизнь Божиим Промыслом отнята. Не судите тех, кто принимал такие решения, примите это как промысел Божий о вашей душе, потому что это нужно. Это нужно, чтобы мы вспомнили, что духовная жизнь без даров Святаго Духа, без проявлений, она в человеке отсутствует. Помоги нам, Господи, никогда об этом не забывать.

Протоиерей Феодор Бородин




18.05.2020
Назад