Митрополит Лимассольский Афанасий – известный и любимый проповедник не только на Кипре, но и во всем мире. Мы публикуем фрагменты беседы епископа Афанасия на праздник Крещения Господня.
– Великие праздники Господские, – это не просто воспоминание исторических событий из жизни Христа, но это наше причастие таинству, которое Господь наш Иисус Христос в воплощении принес в мир.
С другой стороны, период святок — это время, богатое Церковными праздниками и традициями, которое требует от человека определенного труда. А человек обычно не привык к тому, чтобы много времени проводить в Церкви, и заменяет эту праздничную атмосферу на то, чтобы просто пойти к морю (по традиции при освящении воды в Греции священник бросает крест в водоем -море, реку, озеро, и пловцы потом ныряют за святыней, – прим.ред.). Но важно не потерять духовное содержание праздника, которое заключается в обожении человека.
Христос пришел не для того, чтобы просто освятить воды, а чтобы спасти человека.
Покаяние было обращено к Богу Ветхого Завета, оно совершалось по закону Моисееву и было приготовлением ко пришествию Мессии. Христу не было никакой необходимости в таком покаянии. Но Он это делает для нас, чтобы показать, что он исполняет все, что полагается по закону Моисееву, и что завершается действие закона и начинается действие благодати.
Человек без благодати был лишен праведности — и его существо, и его природа, и его ипостась.
Когда же приходит Христос в сердце человека, тогда он обретает праведность и находит цель своей жизни.Христос называет Его не только Духом Святым, но и Утешителем. В Новом Завете все совершается Духом Святым во Христе от Отца.
Христос рождается от Отца, Бог Истинный от Бога Истинна. Рождается от Отца прежде всех век, как говорится в Символе Веры. А Дух Святой — исходит от Отца прежде всех век.
Давайте скажем математически: Бог Отец на сто процентов Бог. Слово, Сын — на сто процентов Бог и на сто процентов человек. И Дух Святой на сто процентов Бог, так же как и Отец и Сын. Нет никакой разницы в их природе.
Триипостасный Бог — это значит три Ипостаси, три Лица и одна природа, одно существо. Одна сущность, не подобная, не три разных сущностей, а та же самая у каждой из трех ипостасей. Таково откровение Христа миру.
Иоанн Предтеча — прообраз и учитель покаяния. Мы можем подражать ему образом жизни. Нужно нам стать подвижниками Христовыми – не в том смысле, что нам нужно уйти в пустыню, питаться акридами и диким медом, а удалиться от своих грехов и страстей через аскезу, молитву и смирение. Покаяние совершается, когда это не просто называние своих грехов, но изменения образа мышления, изменение ума.
Сама жизнь святого человека становится судом для мира. Иоанн Предтеча не решал для себя — «буду обличать людей», но посредством молитвы, служения Богу, извещения от Бога он совершал свое дело. Сама его жизнь обличала других. Его слова слышали только те, кто был рядом, ограниченный круг. А его жизнь впечатляла других людей, приводила к покаянию. У иных же, расположенных ко злу и привыкших жить не по совести, он вызывал противление, враждебное отношение, которое в итоге привело к отсечению главы по приказу Ирода.
Всякий человек Божий, служащий Евангелию, святой человек — это суд миру сему, в эпоху, в которую он живет.
И он претерпевает — либо от огромной любви к себе от добрых людей, либо от злой ненависти со стороны тех, кого осуждает слово Божие.Неспроста Христос говорил: «Царствие Мое — не от мира сего». Он не пришел, чтобы устроить мирское царство, потому что невозможно с той данностью, которая есть в мире, утвердить Евангелие. Оно требует свободной борьбы, желания, личного выбора.
Даже в самом начале в Церкви присутствовали «человеческие симптомы», которые Церковь воспринимала по-матерински, залечивала их. Не получалось даже среди двенадцати учеников жить по-евангельски, мешали человеческие страсти.
Все, что было возможно сделать — Он сделал, не осталось ничего такого, что было бы возможно сделать, а Он не сделал бы. Исполнил всякую правду. И это — суд для нас.
Когда мы придем на Суд Божий, когда воскреснем и будем иметь иной ум, видеть иначе действительность, то увидим, что Бог все сделал для нас, а мы сделали все, чтобы избежать этого и отвергнуться Христа.
Грех делает нас слепыми, наши чувства становятся каменными, умирают. Подобно тому, как во время операции человеку делают анестезию и отрезают палец, а он при этом ничего не чувствует. Так и грех. Потому грех и называют смертью.
Если мы откроем себя благодати Духа Святаго и будем постоянно призывать Христа Спасителя нашего, будем внутри себя, подобно мытарю, произносить от всего сердца: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – тогда это станет нашим спасением. Придет благодать в сердце смиренного и кающегося человека, он начнет исполнять заповеди Христовы, жить внутри Церкви Святыми Таинствами, и Господь совершит спасение наше, содействуя нашему произволению.
Перевод с греческого Марии Ореховой
www.miloserdie.ru