Для земного счастья женам новомучеников надо было совсем немного: быть вместе с мужем, но это счастье разрушили. С тех пор прошли десятилетия. Теперь эти семьи вместе навсегда, и уже ничто не разлучит их. Они молятся за нас, а мы можем молиться им, пережившим так много.
Жена священномученика Валериана Новицкого после ареста мужа всеми силами добивалась с ним встречи, но у нее так и не получилось. Они передавали друг другу записки. В небольших отрывках их переписки скрывается глубокая вера в Бога и забота друг о друге. Отец Валериан писал Доминике:
«Диночка! Мне для сохранения жизни предлагали отречься … Я отказался. Как ты будешь одна с детками?» В ответной записке она написала: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».
Жители села, в котором служил священник до ареста, говорили, что отец Валериан и Доминика сильно любили друг друга. Если было свободное время, они всегда проводили его вместе. Наверное, если бы муж перестал быть священником, христианином, времени для личного счастья нашлось бы немало.Но любовь к мужу оказалась сильнее любви к счастью, даже вместе с ним. Эта любовь дала силы принять мысль о его страдальческой смерти и поддержать его верность Христу.
Матушка сама воспитала дочек Нину и Ирину и сына Евгения, рассказала о судьбе их отца. Семью лихо не обошло стороной, но каждый день они чувствовали, что им помогает Господь.
На похоронах детей и мужа убитая горем Анна к изумлению собравшихся воскликнула: «Да будет воля Твоя!»
Николай дал обет Господу, что, если жена выживет, то он посвятит свою жизнь служению Богу. Анна поправилась, а потом родила еще семерых детей, из которых выжило четверо.
Свой обет Николай исполнил. Жизнь священника с большой семьей сложилась нелегко: частые переезды с прихода на приход, выживание во время гонений, бедность, незащищенность.
Когда отца Николая арестовывали, Анна последний раз кратко помолилась вместе с любимым. Муж ее благословил и сказал: «Поручаю тебя святому Архистратигу Михаилу!» Анна расплакалась, но нашла в себе мужество сказать такие простые и такие трудные слова: «Иди страдать за Христа».
В скором времени отца Николая расстреляли.
Супруга священномученика Димитрия Кедроливанского Александра понимала, что с ее мужем происходит не случайная несправедливость, а плановая дискриминация за веру. С маленькими детьми она поехала с мужем отбывать пятилетнюю ссылку в город Козлов Тамбовской области.
Два года подряд в области был неурожай. От голода одна из дочерей отца Димитрия и Александры так ослабла, что оказалась при смерти. Александра молилась, вручив судьбу своей семьи в руки Божии.
Неожиданно епископ направил ее мужа служить в село. Это стало настоящим спасением, ведь есть огород, да и лес с речкой рядом. Сочувствуя бедным жителям села, Александра никогда не укоряла мужа за то, что он бесплатно крестил, отпевал, венчал… Напротив, она позволила, чтобы их подросшие дети стали крестными для трети села, так как другие боялись становиться крестными из-за «неодобрения» властей.
Когда о. Дмитрия арестовали, семья осталась в полной нищете. И тут сельские жители стали приносить им деньги со словами: «А я должна была за крещение», «А я за венчание» …
Дочь Клавдия принесла отцу Димитрию Кедроливанскому узелок с едой, когда узнала, что колонну с заключенными в полночь увезут. Она попыталась подойти, чтобы передать еду, но не пустили разъяренные собаки из охране. Потом отец закричал: «Клава, иди домой! Иди домой!» Он боялся, что дочь замерзнет, до села от станции надо было по темну идти два километра. Но девушка не уходила. Садясь в вагон с зарешеченными окнами, отец Димитрий крикнул: «Клава, иди домой, я скоро вернусь!» Но не вернулся.
Священномученик Николай Морковин был арестован вместе с женой Марией. Это был редкий случай, когда жену арестовывали вместе с мужем, тем более многодетную мать. Шестеро детей остались одни.
О. Николаю дали пять лет, его жене – три года.
Ссылку супругам дозволили отбывать вместе. Жили в предбаннике. «Маня» колола вместе с батюшкой двухметровые дрова, обустраивала быт и делилась пайком по инвалидности.
Когда срок Марии уже подходил к концу, отец Николай писал крестному: «Тяжелые минуты стали часто повторяться ввиду близкого отъезда домой истинного содруга в жизни, Мани, которой нужно честь отдать, что крест свой перенесла почти безболезненно. Она жива, здорова и в полном разуме и памяти, только лишь получила болезнь “порок сердца”, по признанию медиков.Теперь напишу о себе: я стал богач, но не тем преходящим, что гниет и тлеет, а тем, что остается смертным до гробовой доски, то есть богатством жизни духовной. За время пребывания в исправительных домах и чужбине приходилось самоуглубляться и искать причину страданий, и я всегда приходил к заключению, что причина — это наше “я”.
Но, чтобы смягчить чувство грусти о переживаемом и этим самым поддержать дух бодрости, из своего личного опыта обращаю свой взор на общий… плач и рыдания ныне живущих на Руси граждан, даже вольных. Наше личное горе и потеря большей части материальных благ есть капля бушующего житейского моря.
И вот когда проанализируешь свою прошедшую жизнь, в особенности в сане иерея Божия, то приходишь к заключению, что это по делам нашим».
В 1933 году о. Николай был ненадолго освобожден, а в 1938 – повторно арестован и расстрелян. Матушка с детьми всегда всю жизнь чувствовали его присутствие и помощь.
— Анна, дай мне свою косу.
Она протянула ему через решетку косу, и вся коса у нее была потом мокрая от слез.
— Папа, что ты плачешь? — спросила она.
— Потому что вы остаетесь одни.
В эту ночь Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась девочка с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная, поспешила в тюрьму с передачей.
— Пятаев? — переспросил надзиратель. — Да он сегодня ночью расстрелян.
Но ведь это на земле расстрелян. А на Небе жив вечной жизнью.
И вот пришел долгожданный ответ, а там: «Дорогая матушка! Хочу Вам сказать и не утаить от Вас, я такой же, как Ваш муж. Не пугайтесь, он помер… Мне Вас жаль, что вы ему все пишете и пишете, наконец, вижу, сынок Пантюша пишет. Ваши письма два еще у меня… Мы поплакали горько, я решил потрудиться и ответить. Вот моя покорнейшая просьба: больше не пишите и не ищите его, он почил милостью Божией, а о посылках Вы сверьтесь на почте».
Жена священномученика Николая Дмитрова Екатерина много лет ухаживала за парализованным отцом-священником. Его служение продолжил отец Николай. Супруги были единодушны и отличались необычной добротой. Часто, не имея возможности помочь материально, они шли во дворы к одиноким старушкам и помогали по хозяйству: кололи дрова, пропалывали грядки, убирали урожай. Их не надо было просить о помощи, они сами догадывались. Народ их очень любил.
Власти заставляли отца Николая отречься от сана, он отказался, матушка поддержала. Семью обложили налогами и за неуплату о. Николая арестовали.
8 февраля 1937 года Екатерина собирала болеющего мужа в тюрьму. Их последний разговор был о том, что нужно не унывать, не отступаться от Церкви и веры, никогда и ни при каких условиях не сдаваться. Через месяц батюшку расстреляли.
«Прошу граждан дать одобрение — отзыв о священнике Варламове. Вы знаете, он здесь живет с 1915 года, был псаломщиком, и вы его упросили собранием посвятиться во священники. Помните, он вам говорил, что он молод и не может справиться, но вы, граждане, просили, и он согласился и в 1919 году поступил во священники. Во всю его жизнь в селе Преображеновка никого не обижал.
Во время революции против советской власти никогда не выступал и ничего не проявлял. Когда здесь были белые, то он всех защищал, кто скрывался, и никого не выдавал. Он сам происходит из крестьян, и жена его дочь рабочего, и идти против власти он не мог. Он у вас на глазах был все время, и вы его хорошо знаете. Прошу граждан, обсудите этот вопрос.
Ведь я с малыми детьми осталась. Подходит зима, у меня нет ни хлеба, ни топки. Вы знаете, он с белыми не скрывался, а все время находился в Преображеновке. Даже во время белых у нас скрывался красный Саранцев — это многие знают. Прошу, не оставьте…»
О. Петр, действительно, не разделял людей на красных и белых, он помогал тем, кто оказывался в беде. И люди поддержали Анну. Она смогла дойти до судьи. Но тот ответил: «Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь написали. Мы же не можем этого сделать — священника освободить, а партийных людей засадить». Батюшку расстреляли.
Павла остановилась и хотела спросить «дедушку» о своем муже. Но, когда он к ней нежно обратился, она поняла, что он и есть – муж. Двухчасовая встреча прошла как одна минута. Был ужас, боль, страх, радость, надежда и что-то, не проговариваемое словами. Это было их последнее свидание.
Надежной и верной помощницей для священномученика Николая Попова была его жена Зинаида. Зимой 1918-1919 года было очень много беженцев. Еды и лекарств на всех не хватало. Началась эпидемия тифа. Каждый день были десятки умерших. О. Николай не успевал причащать перед смертью всех желающих.
Он и сам заразился тифом, крестьяне решили отвезти своего батюшку в Новочеркасск лечиться. По дороге они встретились с «красным» отрядом и разбежались. Больной священник умирал один на дороге.
Зинаида горячо молилась за мужа. Когда она узнала, что он брошен посреди дороги, побежала его искать. Оказалось, что священника нашел и спрятал у себя бывший ученик его школы из соседнего хутора, ставший учителем.
Дома больше двух месяцев матушка ухаживала за мужем, стараясь поставить его на ноги. Как только к священнику немного вернулись силы, он снова стал совершать богослужения и требы. Его арестовали.
Заливаясь слезами, Зинаида читала письма любимого, в которых он просил простить его врагов и истязателей за предстоящую смерть.