Я, как все, сквозь слезы
песни пел…
Николай Мельников
Имя Николая Мельникова, русского православного поэта, художника, актера, режиссера, кинематографиста, лауреата литературной премии имени А. Фатьянова, члена Союза писателей России, к сожалению, пока мало известно широкой читательской публике.
Николай Алексеевич Мельников родился 6 марта 1966 года в российской глубинке – в селе Лысые Злынковского района Брянской области. Мельниковы – православная крестьянская семья: отец – деревенский шофер Алексей Харитонович, мать – доярка Раиса Федоровна. Господь послал им троих детей: сына Колю и двух дочерей – Валентину и Наталью. В атеистическое время сына тайно крестили в районном городке Злынка. В детстве Коля попал в автокатастрофу (был пробит череп) и только чудом остался в живых. Мальчик пошел в школу шести лет и уже через полгода за отличные успехи был переведен во второй класс. С раннего детства Николай обладал незаурядными способностями: писал стихи, рисовал акварелью; мечтал о мире большого искусства, о московской сцене.
В 16 лет одаренный юноша поехал в Москву и, выдержав огромный конкурс, был зачислен в студенты Государственного института театрального искусства (ГИТИС). Уже на втором курсе Николай снимался в фильме «Батальоны просят огня» в роли рядового Мельникова. Потом была тяжелая трехлетняя служба в Советской армии (призвали со второго курса). Служил на зоне в суровых условиях Северного Урала, где семь месяцев в году зима с сорокаградусными морозами, где, по его словам, «одни мужики водят на работу других под автоматами». Горькую судьбу заключенных он изобразит позже в повести «Щепки».
Николай Мельников
Отслужив в армии, Николай возобновил учебу в институте сразу на двух факультетах (на актерском и режиссерском) и закончил ГИТИС в 1990 году, получив диплом по специальности «режиссура». Поступил в аспирантуру, работал в московских театрах. Расцвет творческого таланта Николая Мельникова пришелся на бурные 1990-е годы – время развала великой страны. В эти годы поэт занял активную гражданскую позицию. В 1991 году совместно с Николаем Бурляевым, известным актером и режиссером, принимал участие в организации международного кинофестиваля православных фильмов «Золотой Витязь»[1]. Одно время работал на радио «Резонанс», где одну из передач посвятил Игорю Талькову, и на «Народном радио», где создал программу «Воины во Христе», посвященную возрождению России.
В 1993 году Николай Мельников и Николай Бурляев принимали активное участие в работе Парламента. В страшную ночь со 2 на 3 октября 1993 года, во время разгона Верховного Совета России, им по счастливой случайности удалось покинуть «Белый дом». В 1994 году Мельников снял документальный фильм «Игорь Шафаревич: Я живу в России»[2], за который стал лауреатом фестиваля «Золотой Витязь» с формулировкой: «За гражданскую позицию и пробуждение национального самосознания». Увлечение политикой вскоре закончилось, ибо поэт осознал, что митинги ничего не изменят в жизни общества: для решения исторических задач страны необходима духовная ее мобилизация, нужна идея, сплачивающая людей, и этой идеей является, по его мнению, Православие.
Твоя Россия… Думая о ней,
Уберегись соблазнов и обманов:
Одна молитва может быть сильней,
Чем целый митинг с сотней горлопанов…
Есть Вера, Бог, Отечество и ты!
Лишь это русских делает народом!
(«Гражданину», 1996 г.)
Николай Мельников стал не только артистом и режиссером, но и поэтом с высокой и чистой душой русского человека. В своих стихах он подчеркивал, что главным стержнем русского народа является вера православная. Его творчество отражало также жизнь, связанную с русской деревней. В 1995 и 1996 гг. он создает свои главные произведения: потрясающую поэму «Русский крест» и замечательное стихотворение «Поставьте памятник деревне».
Один из паломников привез в Оптину пустынь схиигумену обители Илию (Ноздрину) поэму Мельникова «Русский крест». После прочтения поэмы старец захотел познакомиться с ее автором и попросил разыскать поэта. С того времени Николай стал духовным чадом отца Илия. Поездки Николая в Оптину пустынь стали постоянными. Рассказывает Валентина Алексеевна Шаронова, родная сестра поэта:
«В последние годы Оптина пустынь значила очень многое в жизни брата. Уже в самый первый его приезд в обитель отец Илий подарил Коле фигурку сидящего монаха, вырезанную из черного дерева. Брат очень гордился этим подарком, он еще не знал, что хотел сказать им батюшка, хотя и догадывался… Батюшка благословил Колю на сорокадневное молчание, и брат, за послушание, даже не поехал на съемки фильма “Русская жертва” по его сценарию[3]. А когда эти сорок дней закончились, первой фразой Коли было: “Вы не представляете, какое это было блаженство – молчать!”»
По ее свидетельству, у Николая появилось желание принять монашеский постиг. В свою последнюю весну 2006 года Николай посетил обитель с тем, чтобы провести там Великий пост. Три месяца он жил в Козельске, в домике старца.
Николай Мельников трагически ушел из жизни в 40 лет. 24 мая 2006 года он был найден мертвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти – острая сердечная недостаточность. В маленьком кармане его пиджака лежала ленточка с молитвой 90-го псалма: «Живый в помощи Вышняго…» Согласно завещанию, похоронен на кладбище родного села Лысые.
Основные мотивы лирики Николая Мельникова – любовь к Богу, к России, к русской деревне. При этом следует отметить, что христианские и патриотические мотивы тесно переплетаются в его творчестве, потому что для поэта Православие и Россия неразрывно связаны между собой.Поэма «Русский крест»
Поэма «Русский крест» обдумывалась автором в течение семи лет, а была написана им за одну неделю и окончена 14 октября 1996 года, в день Праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Идейный смысл поэмы – очистительное покаяние человеческой души, возжелавшей искупить грехи пред Богом и людьми и решившей изменить свою жизнь, взяв на себя земной крест. И одновременно здесь прослеживается горячая вера в Правду Божию, ибо вслед за Крестом следует Воскресение.
В поэме отражена боль за страну. В ней рисуется безотрадная картина жизни деревни 1990-х годов, на фоне которой разворачиваются трагические события, описываемые в поэме:
…Льется время… Век двадцатый
отплясался на стране,
и стоят все те же хаты,
поредевшие вдвойне.
В хатах тихо меркнут люди,
обнищавшие втройне,
и не знают, что же будет
в их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешевый,
принужденье и обман,
как тяжелые оковы,
крепко спутали крестьян…
Герой поэмы – инвалид Иван Росток, колхозный сторож, который прожил трудную и безрадостную жизнь:
Что он видел в этой доле
за полста ушедших лет,
кроме пыли, кроме поля
да картошки на обед?..
Прожил, душу убивая
для утробы, словно зверь,
ни молитв, ни слез не зная…
– Где ты был, Мой сын жестокий?
Я стучался в дверь твою.
Посылал к тебе пророков,
Говорил про жизнь в раю,
Исцелял тебя в болезни
И в печали утешал,
Ждал тебя… но бесполезно…
Звал тебя, но ты не внял.
За твою больную душу
на Голгофе был распят
И просил… но ты – не слушал,
Ты себе готовил – ад!
После разговора с отшельником Иван горько плакал и шел от него «с молитвой на устах». Наступил момент прозрения: Иван Росток понял необходимость покаяния, с которого и начинается духовная жизнь. Он пришел в заброшенный сельский храм, где, взглянув на изображение Христа на стене, ощутил Страх Божий и воззвал к Богу о помощи в несении жизненного креста. Односельчанам он обещает начать новую жизнь: бросить пить и остаток жизни посвятить восстановлению храма в их деревне.
Изменение его было столь разительным, что люди поверили ему и поддержали его призыв построить церковь. Идти за Христом – значит нести свой крест (Мф. 10: 38). Иван, поняв буквально слово старца «крест», соорудил большой деревянный крест, с которым стал ходить по деревням и собирать деньги на строительство сельского храма. Сердце человека ищет Правды Божией, а потому везде его встречали, как дорогого гостя, «подавали, не скупясь», просили его молитв. Людям он проповедовал Христа, говорил, что народ Божий упустил из вида главную цель своего земного странствования – спасение души:
Если все попросим Бога
за себя, за нашу Русь,
за грехи людские наши
и за весь позор и стыд –
неужели ж Он откажет,
неужели не простит?
В трудном пути с тяжелым дубовым крестом на плечах Иван часто изнемогал от холода, от голода, ночевал, где придется, но подвига своего во имя Христа не оставлял, постоянно пребывая в строгом посте и молитве, и Господь укреплял его, давал силы для свершения благого дела.
Для людей Иван – не первый,
Кто о Боге вел рассказ,
Но… с такою крепкой верой
Все встречались первый раз!
Ивану удалось собрать значительную сумму, но враг рода человеческого решил воспрепятствовать благому начинанию – Ивана ограбили и убили. А далее автор повествует о том, что на похороны Ивана Ростова стекались отовсюду толпы народа: «Вся Россия – у Ивана». Почему ему, простому человеку, однорукому инвалиду, такой почет?
Потому что силой воли
Человек – Иван Ростов –
Выбрал сам свою же долю,
Свой предсмертный путь с Крестом!
Потому что силой веры
Всем внушил: спасенье есть,
Потому что вспомнил первый
Бога, Русь и предков честь!
Так сплотила людей смерть подвижника, который проповедовал покаяние, который «свой народ собрал в Народ».
В эпилоге автор повествует о начале строительства храма в родном селе Ивана Ростова. Поэма заканчивается просьбой помолиться за всех православных христиан:
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Поэма никого из читателей не оставляет равнодушным. Многие испытывают потрясение после прочтения «Русского креста», многие рыдают.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) и Николай Мельников
Старец Илий дал высокую оценку поэме «Русский крест»:
«Это просто голос Свыше, голос от Бога, это врачевство для русского человека. Это голос Свыше о том, что Русь должна только через веру, через возрождение, через возвращение к старому нашему русскому, на котором жила не одно столетие, к русскому селу… Это произведение действительно направляет к тому, чтобы человек прежде всего стал верующим».
И еще:
«… Дорога поисков силы и смысла жизни изложена в замечательной поэме “Русский крест”… И не следует рассматривать эту поэму как историю жизни русской деревни. Это жизнь всех нас, погибающих в безверии и из руин возрождающихся. Нет, мы не можем умереть: мы – такой народ – русские, те, кто живет на этой чудесной земле» (схиархимандрит Илий, 23 апреля 2013 г.).
Стихотворение «Поставьте памятник деревне»
Преданный своему народу и Родине, Мельников в своих стихах говорит о любви к родному краю, переживает за судьбу родной деревни, мечтает о восстановлении в ней храма. В стихотворении «Поставьте памятник деревне», которое открыло Мельникову путь в Союз писателей России, вылилась боль поэта за погибающую русскую деревню, тревога за ее судьбу. Поэт поднимает свой гневный голос против разорения и гибели русской деревни – опоры России.
Поставьте памятник деревне
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве!
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве,
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках!
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли!..
И пусть поет в тоске и боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной русской доле
Под тихий плач и ветра свист!
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях еще растут,
Наследство их на белом свете –
Все тот же черный, рабский труд!
Присядут бабы на скамейку,
И все в них будет, как всегда:
И сапоги, и телогрейка,
И взгляд потухший, в никуда!
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час!
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы –
Одно лишь «Господи, помилуй!»
И вера в праведность судьбы…
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве!
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве,
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках!
(1995 г.)
Прошло 28 лет со времени написания стихотворения, и грустно сознавать, что от русской деревни осталось одно лишь название.
Стихи о Христе, России и близких людях
В то мрачное для России время, когда стране грозил окончательный распад на отдельные части, звучал призыв Мельникова к объединению всех православных, к движению в сторону русского единства:
Не стесняйтесь рыдать, не стыдитесь упасть на колени
Перед взором Христа, перед взорами предков упасть
И молить об одном: «Единенья хотим, единенья!»
Только так победим, только так одолеем напасть!
(«Единение», 1995 г.)
Среди гнетущей обстановки 1990-х годов поэт с оптимизмом говорил о духовном возрождении России, о приходе-возвращении истинного Вождя – Господа нашего Иисуса Христа:
Я знал, что Бог Россию не оставит,
Что, страшные мучения пройдя,
Она воспрянет и себя прославит,
Когда дождется своего Вождя.
И Он – пришел! О Нем еще не знали,
Еще не прекратился плач и стон,
Но вдруг среди унынья и печали
Раздался тихий колокольный звон…
(«Вождь», 1997 г.)
Поэт Мельников стоял за возрождение страны на христианских началах веры и любви. Тема значения православной веры для русского народа звучит в стихотворении «Россия, не стань Иудой!» Философ Иван Ильин справедливо заметил: «Без веры русский человек становится пустым существом». Николай Мельников горячо призывал Святую Русь хранить православную веру:Россия, не стань Иудой!
Сколько столетий вместе с Христом
Крест ты несла непосильный
И дорожила этим крестом,
Матушка Русь-Россия.
Веры святой ты не предала,
Сколько бы ни страдала,
И на церквах всегда купола
Золотом покрывала…
А сердце твое – это вера и крест!
И если оставишь веру,
Горького горя будет не счесть,
Страданьям не будет меры.
Раны твои все больней и сильней,
Соблазны кружат, как стаи,
Но, матушка-Русь, без тебя на земле
Огня и тепла не станет.
Пусть все побросали свои кресты
И ходят во тьме без Бога,
Но если спасешься одна лишь ты,
Собою спасешь ты многих…
Весь мир, обезумев и душу убив,
Глядит на тебя, как на чудо.
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Россия, не стань Иудой!
(2005 г.)
В этом произведении Мельников говорит об ответственности России за свет истинной веры и за сознание крестной своей ноши.
Крест на могиле Николая
В последние годы жизни в творчестве Николая Алексеевича все яснее звучит духовная тема. Замечательные строки находим мы в стихотворении «Ангел мой – невидимый хранитель»:
Ангел мой, невидимый хранитель,
Помоги молитвою своей
И не отступись, мой покровитель,
От души рыдающей моей.
С юных лет она хотела света,
Только я ей в этом не помог.
Я грешил, не думая об этом,
Хоть и знал, что есть над нами Бог.
Я опять и опять буду в храм приходить,
Буду каяться, слез не тая.
Дай мне, Господи, время грехи искупить,
Чтоб душа не погибла моя.
(2006 г.)
В 2006 году он создает стихотворение «За веру, за Христа»:
К спасенью путь указан нам.
Благослови же нас
И стань победным знаменем,
Нерукотворный Спас.
Да, на вере стояла и будет стоять Святая Русь!
Мы находим у поэта и лирические произведения. Какие проникновенные стихи посвятил он своей матери:
К маме
Мама! Родная! Если б ты знала
Там, на промокшем перроне вокзала,
Как тяжело мое сердце стучало,
Как мою душу тоска разрывала!
Я отмолчался, и ты – не сказала,
Только слеза по щеке пробежала.
Что меня в жизни моей ожидало –
Это одну лишь тебя волновало…
Что со мной было? Что со мной стало?
Ты не всегда и не все понимала.
Только молилась, только прощала,
Только ждала – и опять провожала…
Время минуты свои отсчитало –
Господи, как же минут этих мало!
Поезд качнулся, и ты побежала,
Слезы платком на ходу утирала…
А проводница мне чай предлагала,
А за окошком Россия мелькала,
Снова мой путь – без конца и начала…
Как я люблю тебя! Если б ты знала!
В произведениях Николая Алексеевича Мельникова живет обаятельный образ поэта – гражданина и патриота, человека, любящего свой народ. Он был верным сыном русского народа, совестью нации. Его называют русским поэтом, имея в виду не национальность, а то, что он был русским по духу. Он являет собой пример истинной Любви.
Мария Тоболова
8 сентября 2023 г.
www.pravoslavie.ru