Слова о покаянии прп. Марка Подвижника

Дорогие братья и сестры!

Как вы, конечно, знаете, в церковном богослужении сейчас уже идет подготовка к Великому посту. На Воскресной всенощной поется умилительное песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", по которому мы успели соскучиться.

Чтобы возгреть наше покаянное чувство, мы начинаем публиковать мысли разных святых отцов о покаянии. Надеемся делать по публикации каждую субботу до окончания Великого Поста.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент из наставлений прп. Марка Подвижника, которые входят в I том русского Добротолюбия.

33. Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего.

Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы, как свидетельствует сама Истина: "мните ли, – говорит (Господь), – яко Галилеане сии, ихже кровь смеси Пилат с жертвами их, грешнейши бяху паче всех человек, иже на земли? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете. Или они осмнадесяте, на нихже паде столп Силоамский, и поби их, мните ли, яко грешнейши бяху паче всех человек, живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете» (Лук. 13, 2–5).

Видишь ли, что мы осуждаемся за то, что не имеем покаяния?

34. Покаяние же, как полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами, но совершается посредством заповедей Христовых, соразмерно с оными.

Заповеди же одни суть более общие, которые заключают в себе многие из частных, и многие части порока отсекают за один раз, как например, в Писании сказано: «всякому просящему у тебя дай: и от взимающого твоя не истязуй» (Лук. 6, 30), и: «хотящего заяти от тебе, не отврати» (Матф. 5, 42), это суть заповеди частные. Общая же, заключающая их в себе: «продаждь имение твое, и даждь нищим», и: «взем крест твой, гряди вслед Мене» (Матф. 19, 21), разумея под крестом терпение постигающих нас скорбей. Ибо все раздавший нищим и взявший крест свой, исполнил разом все вышеозначенные заповеди.

Равным образом: "хощу", говорит (Апостол), «да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки» (1Тим. 2, 8), а общее сего (Господь): «вниди в клеть твою, и помолися Отцу твоему, Иже втайне» (Матф. 6, 6), и еще: «непрестанно молитеся» (Сол. 5, 17): вшедший в клеть свою и непрестанно молящийся, в этом самом заключил вполне молитву, приносимую на всяком месте.

Также сказано: «не соблуди, не прелюбы сотвори, не убий» и тому подобное, и общее сего: «помышления низлагающе, и всяко возношние взимающееся на разум Божий» (2Кор. 10, 5). Низлагающий же помышления поставил преграду всем вышеупомянутым порокам.

Посему-то боголюбивые и твердо верующие понуждают себя на общие заповеди, не оставляя и частных, встречающихся по случаю. А потому и полагаю, что дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей, и все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие бесстрастными.

А поскольку дело покаяния, как указало слово наше, не может быть совершено без трех вышепоименованных добродетелей, то и полагаю, что покаяние прилично всегда и всем хотящим спастись, грешным и праведным, ибо нет такого предела совершенства, который бы не требовал делания вышеупомянутых добродетелей, посредством их приобретается начинающими введение в благочестие, средними – преуспеяние в нем, а совершенными – утверждение в оном.

35. Господь всем заповедует: «покайтеся» (Матф. 4, 17), чтоб даже и духовные и преуспевающие не пренебрегали этим повелением, не оставляя без внимания и самых тонких и малых погрешностей, ибо сказано: «уничижаяй малая по мале упадет» (Иис. Сирах. 19, 1).

И не говори: как может пасть духовный? Пребывая таким, не падает, когда же допустит в себя что-либо малое из противного и пребудет в нем, не покаявшись, то сие малое, укоснев и возрастя, уже не терпит оставаться отдельно от него, но влечет его к соединению с собою как бы некою цепью, долговременной привязанностью, привлекая насильно. И ежели вступив с ним (с сим злом) в борьбу посредством молитвы, отвергнет его, то останется в своей мере духовного возраста. Если же конечно сведен будет (с обычной степени) возрастающим усилием того, что обладает им, сокращая борьбу и труд молитвы, то неизбежно будет прельщаться и другими страстями. И так, постепенно будучи отводим каждою по мере своего отведения, лишается Божественной помощи, и наконец бывает сведен и в большие преступления иногда и нехотя, от понуждения предварительно возобладавшего им.

Но ты скажешь мне: не мог ли он, будучи в начале зла, умолить Бога не впасть в конечное зло? И я тебе говорю, что мог, но, презрев малое и собственною волею восприняв его в себя, как ничтожное, он уже не молится о сем, не зная, что сие малое бывает предначинанием и причиною большего: так бывает в добром и злом! Когда же страсть усилится и при помощи его произволения найдет себе в нем место, то она уже против его воли насильно возносится на него. Тогда, уразумев беду свою, он молит Бога, ведя брань с врагом, которого по незнанию защищал прежде, препираясь за него с людьми. Иногда же, и будучи услышан от Господа, не получает помощи, потому что она приходит не как думает человек, но как устрояет Бог к пользе нашей. Ибо Он, зная нашу удобопреклонность и презрительность, много вспомоществует нам скорбями, дабы, избавившись бесскорбно, мы не стали усердно делать те же согрешения. А потому и утверждаем, что необходимо терпеть постигающее нас и весьма прилично пребывать в покаянии.




15.02.2020
Назад