Прп. авва Исайя Скитский о покаянии

Сегодня мы предлагаем поучение о покаянии преподобного Исайи Скитского, память которого совершается православной Церковью в сей день - субботу сырной седмицы.

16. Обратимся же к Нему всем сердцем и не будем, умоляя Его, «стужати-си» (Лк. 18, 1), и Он вскоре услышит нас. Ибо Сам сказал: «просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7, 7). Итак, братие, если будем просить, или искать, или толкать, то получим что ищем, или что просим у Него.

Так пришедший к другу своему в полночь, понуждал, его, говоря: «даждь ми взаим три хлебы, понеже друг прииде с пути ко мне» (Лк. 11, 5), – и, как не переставал стучать, то тот дал ему, что он просил у него.

Отбросим же, братие от себя, леность и уготовим себя к такому бесстудию: и Бог, видя терпение наше, подаст нам просимое нами. Ибо Он милостив, и желает обращения к Нему человека, как написано: «истинно говорю вам, радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лк. 15, 7). .

17. Итак, братие, имея такую милость Его и такое богатство щедрот Его, поболезнуем пред Ним всем сердцем, пока еще находимся в теле сем: ибо скоротечно время жизни нашей.

Если поподвизаемся, то наследуем радость вечную и неизглаголанную, а если возвратимся вспять, то будем подобны юноше, вопрошавшему Господа Иисуса, как спастись. Он ответил ему: «вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищим, и», взяв крест свой, «гряди в след Мене», показывая нам, что отсекать волю свою и есть – спасаться. Но тот услышав сие, опечалился очень и отошел прочь (Лк. 18, 22, 23). Ибо знал, что раздать свое бедным не так трудно, как нести крест.

Раздаяние своего бедным есть одна добродетель, и человек совершает ее для того, чтоб (удобнее) нести крест, а крест есть истребление всякого греха, – и рождает любовь; без любви нет и креста.

Почему Апостол, зная, что есть и мнимые добродетели, в которых нет любви, ни совершенства добродетелей, сказал: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор. 13, 1 – 5).

18. Итак желающий вступить на путь любви пусть обеззаботит себя в отношении ко всем людям, хороши ли они, или худы. Тогда наконец (одно) вожделение, еже к Богу, останется в сердце его, а это вожделение родит ему свойственный естеству гнев (против греха - д.П.), гнев же станет противостоять всему, всеваемому от врага.

Тогда "закон" Божий обретает в нем пастбище себе, и чрез страх обнаруживается любовь в нем. Тогда говорит такой человек с дерзновением, как Апостол: «аз не точию связан быти хочу, но и умрети готов есмь за имя Господа Иисуса Христа» (Деян. 21, 13). Блаженна душа, достигшая такой любви: ибо она бывает тогда бесстрастной.

Авва Исайя Скитский




29.02.2020
Назад